Маршрут похода: Семинский перевал → Туекта → перевал Чике-Таман → Купчегень → Инегень → река Тургунда → Мульта → Усть-Кокса. Итого: 285 км.
«Тюнгурская тропа» возникла как путь перегона скота из Монголии в Россию в 1920-х годах. После окончания Второй Мировой войны здесь началось строительство дороги Тюнгур — Инегень.
Основной рабочей силой были по одной информации немецкие военнопленные, по другой, более вероятной, наши заключенные, которые в 60-градусном склоне прорубали так называемую «копаную дорогу». Однако задача соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была выполнена. Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд, некоторые даже расстреляны. В советское время дорогу даже внесли в некоторые автомобильные атласы, но так и не достроили.
Забавно, но «дорога» Иня → Тюнгур до сих пор рисуется на многих сервисах карт как часть Р373.
Общий путь начался с Бийского железнодорожного вокзала, где мы погрузили велосипеды в прицеп, а сами уместились в тесной ниве.
Спустя утомительные часы поездки мы прибыли в точку заброски — Семинский перевал (1900 м). Встретил он нас освежающим дождиком, а затем градом (а на обратном пути так и вовсе снег пошёл). На время сборки велосипедов решили укрыться в ближайших беседках.
Обелиск на фото — в ознаменование 200-летия вхождения алтайского народа в состав Российской империи. Перевал является рубежом Северного и Центрального Алтая. На вершине перевала среди кедровых лесов и кустарниковой тундры расположен спортивный комплекс недалеко от которого бодрым темпом тренировались юные спортсмены на лыжероллерах.
Велосипеды собрали, а дождь не прекращался. Ребята предусмотрительно напялили бахилы на ноги. Я же просто поставил ноги на раму и поехал вниз.
Самое важное при спуске быть крайне аккуратным, особенно если это первый опыт езды с велоштанами сзади. Ни в коем случае нельзя сильно закладывать на поворотах, лучше тормозить заранее, а в поворотах отпускать. Жаль у меня не было ни спидометра, ни трекера. Скорость порой была больше 70 км/ч. Через пару километров асфальт был сухой.
11 километров спуска быстро закончились. Можно спокойно созерцать природу и мощь величественных гор Алтая.
Перед походом у меня было ужасное самочувствие на протяжении недели. Не знаю что именно со мной происходило, грудь щемило, спина болела. Я серьёзно думал о том если так продолжится дальше, то придется сойти с маршрута. После первой же ночёвки я будто ожил заново. Вся хандра пропала. Не знаю, чья это заслуга, смена обстановки или из-за гор и чистого воздуха. Не даром же говорят что Алтай лечит.
В Шашикмане внимание привлек следующий памятник.
Видимо местные решили для натурализма пририсовать зрачки. Вышло нелепо и забавно.
Следующий пункт — перевал Чике-Таман. Это самый крутой перевал на чуйском тракте, 1296 метров над уровнем моря.
Перед перевалом группа разделилась. Мне стало интересно посмотреть старую дорогу на перевал, по ней на обычной машине тяжело ехать, а асфальтовый вариант всегда можно проехать когда-нибудь позже.
На вершине перевала есть парковка, небольшой рынок меда/сувениров и куча народу с автобусов желающих сфотографироваться.
На спуске пару раз делали остановки чтобы остудить тормозные роторы и колодки.
Остановились на ночлег мы в очень живописном месте около Купчегени.
Ближе к Монголии пейзаж меняется из зеленого горного в засушливый степной.
По пути из Купчегени в Инегень взору предстают красивые бомы.
Недалеко от устья реки Большой Яломан возвышается песчаный бом «Яломан», рядом с которым есть смотровая площадка на Катунь.
Чуть дальше трасса проходит через гранитные врата Айри-таш (Айры-таш, Айриташ). Айри означает вилы, вилка, развилка, развилина, извилина, раздвоенный, разветвленный. А «таш» — это камень; гора, сопка, возвышенность.
После череды спусков и подъемов останавливаемся на ночлег не доезжая до Инегени. Следующий день самый сложный и интересный.
Туристам на заметку. Обратите внимание на треногу для котелка. Делается элементарно из трех одинаковых палок, фиксируется сверху резинкой со стальным подвесом. Очень удобная вещь, легко регулируется положение котелка по всем осям, легко переносится целиком с котелком от костра.
Утро было бодрым. Молодые алтайцы верхом на лошадях табуном со скотиной пробежали в нескольких метрах от наших палаток.
При нахождении в пограничной зоне обязательно необходимо иметь документ удостоверяющий личность, иначе пограничники могут задержать вас и выписать немалый штраф.
Пополнить запас воды и освежиться можно в горных ручьях.
На тропе необходимо быть крайне осторожным, особенно на спусках и каменистых секциях. Можно легко порвать покрышку, либо разложиться самому, населенный пункт далеко и эвакуировать некому, поэтому едем медленно, там где не уверены — спешиваемся.
Кстати, Тюнгурскую тропу прошли в 2006 году ребята на джипах из Новосибирского Offroad-клуба. Невообразимо каким трудом это было выполнено. Если на мотоциклах ещё как-то представляется вариант преодоления, то на авто кажется совсем немыслимым.
Ближе к середие маршрута на полянке выложены каменные бабы и остатки китайских захоронений.
На этом месте с 9 на 10 августа 1918 года принял последний бой легендарный сводный красногвардейский отряд под командованием Петра Фёдоровича Сухова, начавший свой путь 5 июня 1918 года из шахтёрского посёлка Кольчугино (город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области).
Подъезжая к Тюнгуру попали под дождь.
Тюнгур является стартовой точкой для большинства маршрутов к г. Белухе (4506 м). Через Тюнгур проходит путь на базы «Высотник» и «Тюнгур».
Закупили продукты в Тюнгуре, отсидели дождь и двинулись дальше.
Последний велосипедный день маршрута пролегал вдоль живописного Теректинского хребта.
По пути в Усть-Коксу заехали в Верх-Уймон и посетили музей Рерихов.
На этом пожалуй самая интересная часть закончилась. Последнюю ночь в Алтае мы провели в доме с баней в Усть-коксе. В этом же домике есть брошюра с самыми популярными маршрутами, их можно посмотреть и на сайте: http://goldfoal.ru/
Итого
Я в полном восторге от данного маршрута. Рекомендую всем побывать в этих прекрасных краях. Надеюсь когда-нибудь у меня получится попутешествовать здесь ещё раз, пройти маршруты до Белухи, прокатиться верхом по альпийским лугам вдыхая ароматы горных трав, посмотреть на мультинские озера. Для этого не достаточно одной недели и совмещать с велопоходом выходит накладно. Но все впереди!
Организатор маршрута
Большое спасибо Дмитрию Гирину за интересное путешествие. Если вы заинтересованы в подобного рода велопутешествиях, смело заходите в его группу, в ней найдете множество интересных маршрутов: https://vk.com/velopohod_s_medvejut
Трек маршрута
Содержимое рюкзака
Может кому будет интересно что брать с собой в такого рода походы. Ниже мой список вещей.
- Палатка
- Спальник
- Пенка-коврик
- Паспорт + страховой
- Нож Victorinox
- Веревка
- Стяжки пластиковые
- Хоба
- Бутылка питьевая
- Powerbank
- Зарядное для телефона + провод
- КЛМН (Кружка/ложка/миска/нож)
- Фонарик
Одежда
- Флиска
- Термобелье
- Джерси с коротким и длинным рукавами
- Велоперчатки
- Велошорты 2шт
- Штаны спортивные
- Бандана
- Дождевик
- Шлепки
- Трусы/носки несколько пар
- Очки
- Камера
- Заплатки
- Цепь
- Мультитул
- Насос
- Смазка для цепи
Гигиена: Мыло, шампунь, влажные салфетки, зуб. щётка, паста, станок, репеллент, крем от загара.