Велопоход по Тюнгурской тропе 19.06-25.06 2019

Маршрут похода: Семинский перевал → Туекта → перевал Чике-Таман → Купчегень → Инегень → река Тургунда → Мульта → Усть-Кокса. Итого: 285 км.

«Тюнгурская тропа» возникла как путь перегона скота из Монголии в Россию в 1920-х годах. После окончания Второй Мировой войны здесь началось строительство дороги Тюнгур — Инегень.

Основной рабочей силой были по одной информации немецкие военнопленные, по другой, более вероятной, наши заключенные, которые в 60-градусном склоне прорубали так называемую «копаную дорогу». Однако задача соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район Республики Алтай автомобильным сообщением не была выполнена. Госкомиссия дорогу не приняла, посчитав ее слишком опасной для движения, а инженеры и проектировщики были отправлены под суд, некоторые даже расстреляны. В советское время дорогу даже внесли в некоторые автомобильные атласы, но так и не достроили.

Забавно, но «дорога» Иня → Тюнгур до сих пор рисуется на многих сервисах карт как часть Р373.

Общий путь начался с Бийского железнодорожного вокзала, где мы погрузили велосипеды в прицеп, а сами уместились в тесной ниве.

Спустя утомительные часы поездки мы прибыли в точку заброски — Семинский перевал (1900 м). Встретил он нас освежающим дождиком, а затем градом (а на обратном пути так и вовсе снег пошёл). На время сборки велосипедов решили укрыться в ближайших беседках.

Обелиск на фото — в ознаменование 200-летия вхождения алтайского народа в состав Российской империи. Перевал является рубежом Северного и Центрального Алтая. На вершине перевала среди кедровых лесов и кустарниковой тундры расположен спортивный комплекс недалеко от которого бодрым темпом тренировались юные спортсмены на лыжероллерах.

Велосипеды собрали, а дождь не прекращался. Ребята предусмотрительно напялили бахилы на ноги. Я же просто поставил ноги на раму и поехал вниз.

Самое важное при спуске быть крайне аккуратным, особенно если это первый опыт езды с велоштанами сзади. Ни в коем случае нельзя сильно закладывать на поворотах, лучше тормозить заранее, а в поворотах отпускать. Жаль у меня не было ни спидометра, ни трекера. Скорость порой была больше 70 км/ч. Через пару километров асфальт был сухой.

11 километров спуска быстро закончились. Можно спокойно созерцать природу и мощь величественных гор Алтая.

Первый день окончен, ночуем недалеко от Туекты

Перед походом у меня было ужасное самочувствие на протяжении недели. Не знаю что именно со мной происходило, грудь щемило, спина болела. Я серьёзно думал о том если так продолжится дальше, то придется сойти с маршрута. После первой же ночёвки я будто ожил заново. Вся хандра пропала. Не знаю, чья это заслуга, смена обстановки или из-за гор и чистого воздуха. Не даром же говорят что Алтай лечит.

В Шашикмане внимание привлек следующий памятник.

Видимо местные решили для натурализма пририсовать зрачки. Вышло нелепо и забавно.

Закупаемся провиантом в Онгудае и двигаем дальше

Следующий пункт — перевал Чике-Таман. Это самый крутой перевал на чуйском тракте, 1296 метров над уровнем моря.

Поворот с кафе перед перевалом

Перед перевалом группа разделилась. Мне стало интересно посмотреть старую дорогу на перевал, по ней на обычной машине тяжело ехать, а асфальтовый вариант всегда можно проехать когда-нибудь позже.

С тяжелыми рюказами на некоторых подъемах приходилось спешиваться
Серпантин новой асфальтовой дороги перевала Чике-Таман

На вершине перевала есть парковка, небольшой рынок меда/сувениров и куча народу с автобусов желающих сфотографироваться.

Крутой спуск с перевала Чике-Таман

На спуске пару раз делали остановки чтобы остудить тормозные роторы и колодки.

Остановились на ночлег мы в очень живописном месте около Купчегени.

Ближе к Монголии пейзаж меняется из зеленого горного в засушливый степной.

По пути из Купчегени в Инегень взору предстают красивые бомы.

Недалеко от устья реки Большой Яломан возвышается песчаный бом «Яломан», рядом с которым есть смотровая площадка на Катунь.

Чуть дальше трасса проходит через гранитные врата Айри-таш (Айры-таш, Айриташ). Айри означает вилы, вилка, развилка, развилина, извилина, раздвоенный, разветвленный. А «таш» — это камень; гора, сопка, возвышенность.

Слева отчетливо видно остатки вьючной тропы
Сколько взрывчатки и человеко-часов было потрачено
Последние километры асфальта нашего маршрута

После череды спусков и подъемов останавливаемся на ночлег не доезжая до Инегени. Следующий день самый сложный и интересный.

Туристам на заметку. Обратите внимание на треногу для котелка. Делается элементарно из трех одинаковых палок, фиксируется сверху резинкой со стальным подвесом. Очень удобная вещь, легко регулируется положение котелка по всем осям, легко переносится целиком с котелком от костра.

Тренога с подвесом для котелка

Утро было бодрым. Молодые алтайцы верхом на лошадях табуном со скотиной пробежали в нескольких метрах от наших палаток.

Слияние молочного Аргута и бирюзовой Катуни

При нахождении в пограничной зоне обязательно необходимо иметь документ удостоверяющий личность, иначе пограничники могут задержать вас и выписать немалый штраф.

Сорванное предупреждение о пограничной зоне — 25 километров

Пополнить запас воды и освежиться можно в горных ручьях.

Горные ручьи часто будут встречаться на пути к Тюнгуру
Геодезический пункт

На тропе необходимо быть крайне осторожным, особенно на спусках и каменистых секциях. Можно легко порвать покрышку, либо разложиться самому, населенный пункт далеко и эвакуировать некому, поэтому едем медленно, там где не уверены — спешиваемся.

Кстати, Тюнгурскую тропу прошли в 2006 году ребята на джипах из Новосибирского Offroad-клуба. Невообразимо каким трудом это было выполнено. Если на мотоциклах ещё как-то представляется вариант преодоления, то на авто кажется совсем немыслимым.

Ближе к середие маршрута на полянке выложены каменные бабы и остатки китайских захоронений.

На пути к автомобильной дороге
Здесь 10 августа 1918 года был бой героического Красногвардейского отряда П.Ф. Сухова с белогвардейцами

На этом месте с 9 на 10 августа 1918 года принял последний бой легендарный сводный красногвардейский отряд под командованием Петра Фёдоровича Сухова, начавший свой путь 5 июня 1918 года из шахтёрского посёлка Кольчугино (город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области).

Памятная доска установлена советом молодежи АО «СУЭК-Кузбасс» и студентами Ленинск-Кузнецкого горнотехнического техникума в честь 100-летия похода отряда П. Сухова

Подъезжая к Тюнгуру попали под дождь.

Тюнгур является стартовой точкой для большинства маршрутов к г. Белухе (4506 м). Через Тюнгур проходит путь на базы «Высотник» и «Тюнгур».

Где-то там за белками Белуха

Закупили продукты в Тюнгуре, отсидели дождь и двинулись дальше.

Место ночевки

Последний велосипедный день маршрута пролегал вдоль живописного Теректинского хребта.

По пути в Усть-Коксу заехали в Верх-Уймон и посетили музей Рерихов.

На этом пожалуй самая интересная часть закончилась. Последнюю ночь в Алтае мы провели в доме с баней в Усть-коксе. В этом же домике есть брошюра с самыми популярными маршрутами, их можно посмотреть и на сайте: http://goldfoal.ru/

Итого

Я в полном восторге от данного маршрута. Рекомендую всем побывать в этих прекрасных краях. Надеюсь когда-нибудь у меня получится попутешествовать здесь ещё раз, пройти маршруты до Белухи, прокатиться верхом по альпийским лугам вдыхая ароматы горных трав, посмотреть на мультинские озера. Для этого не достаточно одной недели и совмещать с велопоходом выходит накладно. Но все впереди!

Организатор маршрута

Большое спасибо Дмитрию Гирину за интересное путешествие. Если вы заинтересованы в подобного рода велопутешествиях, смело заходите в его группу, в ней найдете множество интересных маршрутов: https://vk.com/velopohod_s_medvejut

Трек маршрута

Содержимое рюкзака

Может кому будет интересно что брать с собой в такого рода походы. Ниже мой список вещей.

  • Палатка
  • Спальник
  • Пенка-коврик
  • Паспорт + страховой
  • Нож Victorinox
  • Веревка
  • Стяжки пластиковые
  • Хоба
  • Бутылка питьевая
  • Powerbank
  • Зарядное для телефона + провод
  • КЛМН (Кружка/ложка/миска/нож)
  • Фонарик

Одежда

  • Флиска
  • Термобелье
  • Джерси с коротким и длинным рукавами
  • Велоперчатки
  • Велошорты 2шт
  • Штаны спортивные
  • Бандана
  • Дождевик
  • Шлепки
  • Трусы/носки несколько пар
  • Очки
  • Камера
  • Заплатки
  • Цепь
  • Мультитул
  • Насос
  • Смазка для цепи

Гигиена: Мыло, шампунь, влажные салфетки, зуб. щётка, паста, станок, репеллент, крем от загара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.